En

Путешествие по искусству

Фестиваль «Территория», которым руководит Евгений Миронов, верен своему принципу — показывать произведения разных жанров современного искусства. Единой строгой темы у фестиваля не бывает: организаторы считают, что непроницаемых границ между искусствами сегодня быть не должно — лишь бы все было сделано нестандартно, небанально и с внутренним вызовом по отношению к пафосным клише (псевдо)традиционалистов.

«Территория» — не просто фестиваль, а фестиваль-школа. Сто с лишним студентов из разных городов России съезжаются в Москву не только как зрители основной программы, но и как участники мастер-классов. Заниматься со студентами будут лауреат премии за режиссуру последнего ММКФ болгарин Явор Гырдев, актриса Алла Демидова, молодой, но уже прославленный японский хореограф Дзе Канамори, а также педагоги из Великобритании и Индии. Таким образом, фестиваль протягивает нить мастер-классов от западной до восточной оконечности Евразии — так же, как это делает и основная программа фестиваля.

Открытие фестиваля
Хедлайнеров у первого вечера фестиваля два — московская художница Саша Фролова и лондонский дуэт Addictive TV. Первая устроит компьютерное шоу, в котором предстанет в мультяшном образе силиконовой блондинки, универсальной суперженщины из будущего, обладающей сверхспособностями. Аудиовидеопродюсеры Питер Толл и Грэм Дэниэлс покажут высший класс диджеинга и видеоарта. По умению превращать любые звуки и картинки во взрывоопасную энергетическую смесь они не знают себе равных. Addictive TV дважды признаны лучшими виджеями мира по опросам английского DJ Magazine, а американский музыкальный журнал Paste назвал сеты лондонцев «вершиной аудиовизуальной поп-культуры».

«Антракт» Жозефа Наджа
Сербский венгр, давно и успешно работающий во Франции, обладатель двух «Золотых масок» за лучший зарубежный спектакль, хореограф-философ Жозеф Надж располагает свои спектакли где-то между театром, танцем, цирком и искусством инсталляции. Создаваемый им мир всегда населен странными и похожими на лунатиков существами, словно выпавшими из реальности. Хореограф показывает пограничное состояние между явью и сном, между жизнью и смертью, когда человек таков, каков он есть, со всеми своими подсознательными страхами и чувством вины. Критики называют Наджа хореографом собственной памяти. Спектакль создан на основе древней китайской «Книги перемен». Считается, что, посоветовавшись с этой книгой, человек может узнать причины ситуации, в которой он оказался, и пути выхода из нее. Из «Антракта» можно понять, какой выход из нынешней ситуации в драматическом театре предлагает Жозеф Надж.

«ТЕRRИТОRИЯ» на «FАБRИКЕ»
В течение двух дней в уже ставшем популярным центре современного искусства фестиваль устраивает мультижанровые программы-обозрения. Лекция известного художника и куратора Анатолия Осмоловского «Между театром и перформансом», программа видеоарта «Ближе, дальше, ближе», медиаперформанс Кирилла Преображенского и Петра Быстрова «Чтобы руки были сильными, надо рвать бумагу пальцами. Это скажет вам любой атлет», открытая репетиция нового спектакля театральной группы «Ликвид-театр», одноактные представления современного танца, подготовленные агентством «Цех», проект «100% Skate & Snow» — фотографии, диджейские сеты, слайд-шоу, арт-объекты, премьеры видеоклипов на темы катания на скейтах.

«Бедная Лиза» Аллы Сигаловой
В нынешнем году «Территория» решила не только устраивать гастроли, но и «вложиться» в столичный репертуар. Один из таких проектов — спектакль Театра наций «Бедная Лиза». Хореограф Алла Сигалова взяла чудесную камерную оперу Леонида Десятникова, написанную по мотивам повести Николая Карамзина, и решила поставить на ее основе танцевальный спектакль для двух солистов. И если имя одного из них вполне оправданно — это солист Большого театра Андрей Меркурьев, то имя его партнерши удивляет — актриса Чулпан Хаматова. Действие происходит в кинотеатре, куда двое, он и она, попадают на последний сеанс, и где с ними начинают происходить удивительные превращения. Премьера «Бедной Лизы» назначена на начало следующего года, а сейчас будет показана открытая репетиция — ведь в экспериментальных работах процесс подчас не менее поучителен и интересен, чем результат.

«Opus N 7» Дмитрия Крымова
Лаборатория Дмитрия Крымова, прославившаяся такими спектаклями, как «Донкий Хот» и «Демон. Вид сверху», показывает премьеру постановки «Opus N 7». Она состоит из двух частей — «Родословная» и «Шостакович». Первая — переживание истории, материализованные на сцене голоса наших предков. Ученики Крымова обладают удивительным умением создавать спектакли буквально из ничего — из отдельных предметов, из красок, из тряпочек, из пустого пространства. В новой работе у них есть важные помощники и источники вдохновения — музыка Дмитрия Шостаковича и тексты Льва Рубинштейна. В центре второй части спектакля — знаменитая тема нашествия из Ленинградской симфонии. Семь помятых железных роялей напомнят о танках, сам Шостакович в спектакле похож на Чарли Чаплина, а Родина-мать предстает в виде огромного чучела, подпирающего потолок сцены.

«Войцек» лаборатории «Садари»
Впервые в Москву приезжает уникальный корейский театр — лаборатория движения «Садари». Труппа, работающая в жанре physical theatre, покажет свою самую известную постановку, одно из главных событий прошлогоднего фестиваля в Эдинбурге — спектакль «Войцек» по мотивам знаменитой пьесы Георга Бюхнера. Жесткая и документальная история любви, измены, ревности, невозможности компромисса, обреченная на поражение борьба с несправедливостью разыгрывается весьма неожиданно. Грубые деревянные стулья станут главными партнерами для одиннадцати танцовщиков-актеров, которые под страстные мучительные аккорды танго Астора Пьяццоллы сыграют трагедию человеческой несвободы, любви, ненависти и предательства. Отличительная черта лаборатории «Садари» — это тесное сотрудничество, совместная работа всех авторов и участников спектакля в анализе текста и его переводе на язык движения. Все артисты «Садари» изучали как традиционный корейский танец и музыку, так и метод Жака Лекока, чтобы максимально расширить набор своих выразительных техник. Из интенсивных тренингов, стремления к постоянному эксперименту рождается новый театральный язык, понятный как корейской, так и зарубежной публике.

О музыкальной программе «Территории» читайте в следующем номере.

26 Сентября 2008

Источник:

Коммерсантъ-Weekend