En

Режиссер Кирилл Серебренников: «Мне всегда нужен конфликт»

Сегодня в Театре наций откроется фестиваль «Территория». Театрализованное открытие пройдет перед зданием театра. Фестиваль проводится всего лишь во второй раз, но уже стал ярким культурным событием в жизни Москвы. Главная его идея — соединение самых разных жанров и направлений. На «Территорию» удалось заманить таких звезд, как Режи Варнье, Деклан Доннеллан, Алан Платель, Ромео Кастеллуччи. Не исключено появление Эмира Кустурицы. Одним из учредителей фестиваля стал режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, который накануне открытия «Территории» ответил на вопросы «Новых Известий».

 — Кирилл Семенович, в этом году тема фестиваля — «Тело в городе». А каково ощущение вашего тела в этом городе? Насколько оно приняло этот город?

 — Вы знаете, для меня этот город даже слишком комфортен. У этого города очень много уровней, ликов и сторон. И чтобы их все исследовать, требуются годы и годы, это город непростой. Но он мне дружественен, он мне интересен. Я его принял со всеми его хорошими и плохими сторонами. Поэтому мое тело чувствует себя в нем нормально ровно настолько, насколько вообще человеческое тело может чувствовать себя нормально в мегаполисе. Мегаполис — это всегда война. Война со здравым смыслом, война с обстоятельствами, война за выживание. Мое тело, как и ваше, находится здесь постоянно в состоянии войны. Но что делать: «на войне как на войне».

 — Судя по вашему творчеству, для вас вообще состояние войны гармонично. Родись вы сто лет назад, мне кажется, вас можно было бы легко встретить на закрытой тусовке у Савенкова.

 — Странно, но возможно. Я человек неспокойный. Я не люблю бесконфликтное состояние, мне нужен конфликт, мой внутренний непокой приводит и к непокою внешнему. Во всяком случае, материал, который я беру для работы, рассчитан на то, чтобы взбудоражить сознание зрителя. Мне хочется этого, потому что я сам люблю театр, от которого происходят сильные внутренние потрясения. Мне кажется, театр — это место, где люди должны потрясаться, а не развлекаться.

 — Вы разрушаете, чтобы увидеть новое в старом?

 — Вы знаете, я ничего не разрушаю. Единственное, что я хотел бы разрушить — это ментальные клише. Потому что когда я слышу фразу «Принято считать┘», мне хочется схватиться за пулемет. Потому что человек должен думать сам в каждом конкретном случае. Все эти ярлыки: это теплое искусство, а это — холодное, это — разрушительное, а это — созидательное, это — белое, а это — черное, это — о вечном, а это — нет, они из области клише. Вот спектакль «Человек-подушка», который вышел в Художественном театре, он как раз стал для меня попыткой разрушить клише. Поэтому мне приятно, когда на форуме сайта спектакля я читаю зрительское впечатление: «Этот спектакль — три часа гарантированного выноса мозга».

 — Это тоже клише.

 — И тем не менее.

 — Мне кажется, разрушения бывают необходимы. Сначала льют мертвую воду, а уже потом — живую.

 — Не все это понимают. В последнее время я часто слышу обвинения. В холодности, разрушительности и рассудочности. Я же, напротив, считаю, что рассудок очень важен. Потому что у нас так мало во всем рассудка, что хочется, чтобы его было больше. Чтобы сделать что-то дельное, надо подумать. А призыв «Голосуй сердцем!» — это глубокая ошибка, заблуждение. 

 — Я поспорю с вами с помощью еще одного клише. Принято считать, что искусство рождается сердцем. А все, что рождается умом, можно назвать по-разному. Но только не искусством.

 — Я с этим абсолютно не согласен. Мне кажется, что сердце может творить полную ерунду и бессмыслицу, неоформленное эмоциональное образование. Люди Востока считают, что разум, сознание, мозг существуют как раз там, где находится сердце. У тибетцев это слито, понимаете? У нас — как-то слишком разнесено, развеяно. Мне нравится воспринимать вещи интеллектуально. Уверен, что если в жизни будет больше сознания, ничего плохого в этом не будет.

 — Вы говорили как-то в интервью, что театр — это единственное место, где говорят правду.

 — Да, это так. Иногда. Уже редко.

 — Под правдой вы подразумевали верные умозаключения?

 — Нет. Это может быть социальная правда, это может быть правда о времени, о человеке, об отношениях людей. Правда, которую я понимаю и умом, и сердцем. Если вам важны именно эти термины.

 — Если я скажу, что театр существует для того, чтобы помочь нашим импульсам раскрыться?..

 — Я соглашусь.

 — Высшим достижением разума является высвобождение чувства?

 — Разумеется. Я вам так скажу: для одного оргазм — это мысль. Некий смысл. А кого-то вводит в резонанс эмоция. Каждому — свое. Главное — выйти из равнодушия. Потому что нет ничего страшнее равнодушия, неучастия. Нет ничего более отталкивающего, чем голова, набитая привычными клише и устоявшимися определениями. Мой оргазм происходит от «вдруг». Я иду по коридору, поворачиваю, и вдруг┘ Вот в этом «и вдруг» и спрятана моя радость. И этих «и вдруг» я жду от фестиваля, который, уверен, ими будет полон.

 — Чем «Территория» будет удивлять зрителя на этот раз?

 — На фестивале вы увидите много интересных событий: уникальный балет Алана Плателя “VSPRS” на музыку Клаудио Монтеверди. Мы привозим спектакль Ромео Кастеллуччи “Tragedia endogonidia”, часть четвертую, «Брюссель». Аналога театру, который делает Кастеллуччи, у нас нет. Состоится премьера балета Алексея Ратманского «Вываливающиеся старухи» (стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса) на музыку Леонида Десятникова. Мы привозим две «Весны священных» Игоря Стравинского. Первый спектакль — соло финского танцовщика и хореографа Теро Сааринена, второй — уникальный французский театр (хореограф Эдди Маалем), где балет Стравинского исполняют четырнадцать негритянских танцоров.

В этом году невероятную музыкальную программу подготовил Теодор Курентзис. Она начнется концертом современной музыки, продолжится концертом в костеле (уникальная ретроспектива хорового пения от XI века до сегодняшнего дня), а закончится российской премьерой оратории Карла Орфа «Мистерия о конце времени» в Концертном зале Чайковского. Также в этом году «Территория» совместно с Евросоюзом проводит серию интереснейших мастер-классов молодых европейских кинорежиссеров, актеров, продюсеров. В этом году мы снова проводим вечер современной поэзии, но на этот раз он будет в забавной форме — в форме поэтических выборов, которые мы отсылаем к знаменитому событию, произошедшему в Политехническом музее в 1918 году — избранию Короля поэтов. Выбирать короля на этот раз будет зритель. К тому же не стоит забывать и о том, что наш фестиваль — это фестиваль-школа. Мы привозим 150 студентов театральных вузов со всей страны, и для них ежедневно будут проводиться десятки профессиональных мастер-классов. Мы постараемся уделять этим ребятам очень пристальное внимание, потому что для каждого из них, судя по прошлому году, приезд в Москву, встреча с искусством, которое они никогда не видели, — событие шоковое. Также мы запланировали специально для наших студентов экскурсию по Москве, которую проведет директор МУАРа Давид Саркисян, известный искусствовед, архитектор. Вообще, перечислять целиком программу фестиваля дело неблагодарное. Поверьте, в ней нет случайных событий, встреч или названий. Зайдите на наш сайт www.territoryfest.ru и все поймете.

3 Октября 2007

Источник:

Новые известия