En

С широко закрытыми глазами

ЗАКРОЙ МНЕ ГЛАЗА Режиссер — Анна Абалихина Пермь, Частная филармония «Триумф»


С широко закрытыми глазами

В Перми больше нет счастья — по крайней мере, до лета. В арт-объекте неизвестный заменил слово «счастье» на «смерть», и новые буквы сняли — от греха подальше. Дирижер Теодор Курентзис, еще один символ Перми, прямо сейчас репетирует в Москве. И все-таки в Перми — нашествие театральных критиков.

Критика приехала в Частную филармонию «Триумф» — долгое время здесь был знаменитый кинотеатр, затем бар и пиццерия, а пару лет назад, не без благословения Курентзиса, отметившего акустику этого места, появилась камерная площадка — идеальное место для исполнения произведений, требующих камерности и интимности.

«Закрой мне глаза / Любимыми руками так / Чтобы все мои страдания / Под руками твоими утихли».

Строчки из песни Альбана Берга (а еще — Малера, Пуленка, Равеля, Шуберта и других композиторов) проецируются на кирпичную кладку старого здания. Солисты Пермской оперы (Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Годин, Константин Сучков) и шесть перформеров — в квадрате внутри зрительских рядов. Среди перформеров бывший солист балета Евгения Панфилова, актер Театра-Театра, девушка, танцующая хип-хоп — куда уж дальше от Берга. По крайней мере, мне почему-то так кажется. Кажется, что они так же далеки от этой музыки, как и я сама. Слишком высокими кажутся котурны, на которых оказалась эта лирика за последние сто лет. Но перформеры ведут меня к ней, и оказывается, что там — разбитые надежды, поиски покоя, попытки преодолеть тоску. Их движения — путешествие в зону интимности камерного пения прошлого и позапрошлых веков, в пространство чувственности этой музыки, кажущейся закрытой от зрителя сегодняшнего. Не танец, а поиск себя в этой лирике, контакта с ней, а значит, и со зрителем.

Официальное название совместной арт-лаборатории фестиваля-школы современного искусства «Территория», Пермского оперного и компании «Сибур» — «Театр оперы как балет». Режиссер и хореограф Анна Абалихина — один из авторов, в частности, «Страстей по Мартену» в мартеновском цеху Выксунского металлургического завода, где перформанс ознаменовал прощание с прошлой жизнью завода и позволил краем глаза заглянуть в будущее.

В Перми Абалихина и второй куратор, драматург Илья Кухаренко, предложили соединить вроде бы несоединимое — консервативность оперного исполнения и открытость современной хореографии, стереть границы. Получился маршрут не только к этой музыке, но и к себе в пределах музыки. И в этот момент встречи счастье оказывалось не за горами, а внутри.


19 Ноября 2018

Источник:

Елена Смородинова, Русский репортёр