En

Сеанс гипноза и мать-детоубийца: 5 лучших спектаклей фестиваля «Территория»

С 10 по 24 октября в Москве пройдет 14-й Международный фестиваль современного искусства «Территория». Forbes Life составил подборку пяти лучших — и самых провокационных — спектаклей

«Территория», которая проходит уже в четырнадцатый раз, по традиции — отличная возможность разомкнуть границы внутреннего «железного занавеса» и обратиться к сложным социальным и общечеловеческим проблемам.

«Сайгон», Les Hommes Approximatifs (Франция) РАМТ, 10 и 11 октября

От режиссера с социологическим образованием поневоле ждешь холодно-отстраненной манеры и серьезного разговора о важных темах. Тем более, когда узнаешь, что труппа частично состоит из непрофессиональных актеров, а пьеса обещает «приподнять завесу тайны над темным колониальным прошлым Франции». «Сайгон» Каролин Нгуен, уже исколесивший главные театральные фестивали мира, включая Авиньонский, посвящен истории вьетнамских эмигрантов во Франции и основан на историях реальных людей. Но за три с половиной часа, что идет спектакль, об актуальной политической повестке и проблемах социологии задумываться совершенно некогда. О них вспоминаешь только потом, когда улягутся эмоции.

«Косой дождь», Alias (Швейцария) Театр имени Моссовета, 14 и 15 октября

«Косой дождь» Гильерме Ботело — одно главных открытий «Территории». Это первая постановка швейцарского хореографа с бразильскими корнями, которая будет показана в России. На протяжении часа слева направо передвигаются лишенные индивидуальных черт человеческие фигуры, скользящие по сцене как перевод на бегущей строке других привозных спектаклей. Здесь текста нет, он не нужен. Меняется темп, число присутствующих на сцене людей, рисунок танца. Предельный минимализм и понятность визуальных метафор позволяют швейцарской труппе не только создать внятную историю, но и ввести зрительный зал в состояние, похожее на гипноз.

«Медея», Internationaal Theater Amsterdam (Нидерланды) Театриум на Серпуховке, 16 и 17 октября

Увидеть, как Саймон Стоун осовременивает классику, москвичи могли в этом году уже дважды — на примере Ибсена и Чехова. От «Трех сестер» Стоун не оставил актерам ни слова, предложив взамен хором спеть Halo Бейонсе. При этом сомнений в том, что перед вами Чехов, не остается. Обычно в постановках трагедии Еврипида о матери, убивающей своих детей из мести мужу, мы наблюдаем за тем, как Медея сходит с ума ближе к финалу. Героиню спектакля Стоуна выпускают из психиатрической клиники в самом начале, после чего она пытается примириться с изменившим ей мужем, начать жизнь с чистого листа. Вопросов к тому, почему она сделала то, что сделала, по ходу спектакля не возникает. Это роднит его с главным кинохитом сезона — «Джокером» Тодда Филлипса. Вопросы у зрителя будут, скорее всего, к себе: может ли человек, так хорошо понявший мотивацию Медеи, оказаться на ее месте?

«Цинк (Zn)» Государственный молодежный театр Литвы, театр Meno Fortas (Литва) Театр Наций, 23 и 24 октября

«Цинк (Zn)» стал одной из последних работ умершего в прошлом году Эймунтаса Някрошюса, во многом не похожей на его остальные спектакли. Ставивший преимущественно классику режиссер взял за основу две книги Светланы Алексиевич, посвященные чернобыльской аварии и афганской войне. Книги Алексиевич состоят из историй отдельных людей, конкретных воспоминаний, разговоров с очевидцами и свидетелями. Личность самой писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе, стала центральной фигурой постановки. Спектакли Някрошюса всегда полны метафор, которые врезаются в память. Его Гамлет произносил знаменитое «Быть или не быть» в то время как на него капала вода, под действием которой с принца по частям сползала бумажная рубаха, оставляя его под конец монолога голым. В «Цинке (Zn)» ничего подобного нет. Главная героиня «обнажена» с самого начала, а основной акцент сделан на текст, который не теряет своей трагичности, даже если следить за ним на литовском, не отвлекаясь на перевод.

«Питер Пэн. Фантомные вибрации», Центр имени Вс. Мейерхольда, «Июльансамбль» (Россия) Центр имени Вс. Мейерхольда, 23 и 24 октября

Знаменитый принцип «чеховского ружья» сегодня мог бы звучать так: если в зрительном зале есть мобильный телефон, он непременно должен зазвонить во время спектакля. Состояние, при котором человеку кажется, что его телефон издает звуки или вибрации, даже если он выключен, называется синдромом фантомных вибраций или звонков. Именно он вынесен в заголовок спектакля Романа Феодори и Александра Андрияшкина. Рекомендации зрителям — взять удобную обувь, приготовиться к контакту с артистами и к тому, чтобы быть на ногах все два часа — казалось бы, никаких сюрпризов не оставляют. Готовишься к перформансу, позволяющему в любой момент выйти из зала и вернуться, а не к погружению в волшебную атмосферу страны вечного детства. В итоге контакт с детским опытом все-таки случается, но для того, чтобы оценить степень собственной «взрослости».


9 Октября 2019

Источник:

Forbes