Одна из самых любимых опер двадцатитрехлетнего Сергея Неллера «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Обратившись, подобно своему кумиру, к Метерлинку, он точно так же писал оперу непосредственно на текст пьесы великого символиста. На этом, впрочем, сходство и заканчивается. Неллер, ничего не меняя в самом тексте, радикально его переосмысливает как за счет сокращений, имеющих отчетливо концептуальный характер, так и в еще большей степени музыкальными средствами. Если у Метерлинка в «Смерти Тентажиля» речь идет о попытке противостоять неведомому злу, неведомой угрозе, то у Неллера зло гнездится, кажется, во всем, что окружает бедного Тентажиля, начиная с сестер, которые на словах вроде бы хотят его защитить. Что касается музыкального языка, то в нем куда отчетливее просматриваются связи с экспрессионизмом и нововенцами, нежели с импрессионизмом. Впрочем, при всех несомненных и заметных влияниях здесь уже ощутимо проглядывает и собственное «я» одаренного композитора, несмотря на юный возраст, четко знающего, чего он хочет и как свои намерения воплотить.
Неллеру повезло не только самим фактом, что его первая опера увидела свет рампы, но и с исполнителями. Главные партии в «Тентажиле» превосходно спели солисты «Геликона» Марина Карпеченко, Анна Гречишкина и Татьяна Куинджи. Особенно следует отметить первую, чья партия экстремально трудна. Карпеченко справилась с ней столь свободно, как будто всю жизнь только такие и исполняла. «Сборным» камерным оркестром (состоящим главным образом из музыкантов Капеллы Полянского) дирижировала Нварт Андреассян из Франции, авторитетная специалистка по современной музыке. Полгода назад, проводя
Сценическое воплощение выглядит, мягко говоря, не столь однозначно. Как, впрочем, и сама идея объединить «Тентажиля» с оперой Владимира Ребикова «Нарцисс» под общим названием «Умирающий отрок», давая два эти сочинения без антракта, в одних и тех же театральных приемах и стилистике.
Идея такого объединения, название, да и весь проект во многом дело рук Алексея Парина, которому обязаны своим появлением более десятка опер современных композиторов (как правило, на его либретто). В данном случае Парин познакомился с уже практически готовым сочинением. А дальше они вместе с Неллером стали искать «пару» для «Тентажиля» и остановились на опере Ребикова. Ставить спектакль Парин уговорил Дмитрия Крымова, прежде никогда в музыкальном театре не работавшего. Разумеется, художественный руководитель проекта вправе комбинировать его в соответствии со своими представлениями и приглашать тех, кого считает нужным. А вот насчет целесообразности такой именно комбинации и такого именно выбора можно и поспорить. Данная
Передав функции сценографа Марии Трегубовой, он все равно делает именно «театр художника», и актер для него даже не марионетка, а
«Умирающий отрок» антрепризный проект, реализованный под эгидой Регионального общественного фонда поддержки творческих проектов музыкального театра «Геликон-оперы» и дважды показанный в ее же помещении на Большой Никитской. Дальнейшая судьба проекта неясна. Едва ли он окажется жизнеспособным в своем нынешнем виде, однако у оперы Сергея Неллера, как представляется, есть неплохие шансы на самостоятельную сценическую жизнь, но, скорее всего, на зарубежной сцене. Тем временем молодой композитор обдумывает уже новые оперные замыслы, которые пока из суеверия не оглашает.