Зачем театру новая опера? Мало старых?
Иксанов: Это одна из миссий Большого театра. Сейчас мы этим занимаемся пересмотром миссий. Без новых произведений вообще сложно говорить о движении театра в ту или иную сторону.
Ведерников: Мне кажется, что в развитии оперного жанра должны принимать участие не только те, кто эти оперы создает, но и те, кто их исполняет. Думаю, мы возвращаемся к доромантической практике, когда все основные сочинения делались как заказные работы. Условно говоря, граф Эстергази в свое время дал колоссальный импульс развитию жанра симфонии когда он назаказывал Гайдну очень большое их количество. Таким же образом должно осуществляться и развитие оперы, а шире музыкального театра. Это может быть опера, музыкальная мистерия или
И: Музейный характер.
В: Важно осознавать свою функцию в культурном процессе. Мы должны не просто печь
И: Никто не будет просто так писать большую оперу и потом ходить с ней по театрам. Это же не песенку написать. Это даже не один год работы.
Как вы ищете композиторов? Например, обращаетесь за советом к Союзу композиторов?
В: Союз композиторов это прежде всего социальная организация. Она не решает творческих проблем. Обращаться к ним, чтобы они нам
Когда вы собираетесь провести конкурс на сочинение новой оперы и предполагается ли в нем ограничение по возрасту?
И: Ограничивать никого не стоит. Но пока этот конкурс только на уровне идеи. Вопросов там больше, чем ответов. Например, нужно ли одновременно проводить конкурс и на либретто? Или нужно взять одно, и чтобы все на него писали? Или сам конкурсант должен выбирать себе либреттиста? Опять же хотя бы минимальные гранты должны быть для участников. То есть возникает вопрос денег.
В: От себя хочу добавить, что государство должно выявить для себя перечень тех творческих профессий, которые объективно слабо приспособлены к функционированию в условиях рынка и требуют дополнительной поддержки точно так же, как фундаментальные науки, которые оно сейчас пытается оптимизировать.
Вы не пробовали поискать среди уже имеющихся современных опер написанных, скажем, на Западе?
И: Это надо рассматривать в каждом конкретном случае. Многое зависит от вкусов музыкального руководителя, от вкусов режиссера, в котором мы заинтересованы. Про финансы я вообще не говорю.
В: Надо еще отдавать себе отчет в том, что для адекватного воплощения западной продукции надо иметь соответствующий исполнительский аппарат. А его так быстро не воспитаешь.
А если произведение пишется специально для Большого, то оно что заведомо проще по музыкальному языку?
В: Я не говорю, что проще. Просто первый исполнитель неизбежно становится и соавтором. По ходу дела легче
Ближайшие оперные новинки:
1. Опера
2. Ответный проект Мариинки опера «Новая жизнь» по Данте на музыку и либретто Владимира Мартынова. Концертное исполнение предполагается этой весной на Пасхальном фестивале Валерия Гергиева в Москве.
3. Российская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» (1994), написанной им для Стокгольма, состоится в Перми