En

Театр в поиске

Стены цехов московской «Фабрики технических бумаг» сотрясают звуки музыки. Она сопровождает танцевальный спектакль «Ночи и дни», устроенный в фабричных интерьерах организаторами фестиваля современного театра «Территория».

Его придумали и проводят уже в третий раз Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Чулпан Хаматова и другие известные театралы. Привозя в Москву самые необычные постановки со всего мира, они пытаются вдохнуть жизнь в отечественный театр, который, по их убеждению, скорее мертв, чем жив. И на что же его предлагают заменить, узнал корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

Тело на сцене — это Войцек, главный герой одноименной немецкой пьесы XIX века. Корейский театр «Садари» поставил ее необычно — почти без слов, на языке тела. Спектакль экспериментальный, но уже прославленный. В этом году он - одно из главных событий «Территории». Коротко о сюжете: герой не находит сил сопротивляться обстоятельствам и собственным страстям, в итоге все умирают.

Это модный режиссер Кирилл Серебренников уже о нынешнем состоянии российского театра, который мало отражает современную жизнь, а потому все менее и менее интересен зрителю XXI века.

Кирилл Серебренников, режиссер, член оргкомитета фестиваля «Территория»: «Вся надежда только на молодых, что они вновь сделают русский театр великим, а сейчас он таковым не является».

Другие члены оргкомитета — признанные актеры — не столь радикальны, но текущим положением дел тоже недовольны. Да, в «Ленкоме» сейчас ставят актуальнейший «День опричника» Сорокина, но ведь таких примеров мало.

Мария Миронова, актриса: «Невозможно все всегда строить на старом. Это как играть на одних штампах — один раз получилось, а потом повторяешь. Это неинтересно!»

На открытии фестиваля гостей встречали люди с метлами и группа борцов сумо. А диджейское представление с визуальными эффектами а-ля Мадонна театралов, видимо, должно было напугать.

Что-то совсем новое, чего пока трудно себе представить, например, видеоарт или перформанс и вытеснит скоро классический театр, предупреждают организаторы «Территории». По их убеждению, у театра сейчас только один способ выжить — радикально измениться, чтобы стать интересным зрителю XXI века.

Для этого нужны эксперименты пусть иногда странные, как этот «Антракт» француза Жозефа Наджа. Спектакль, поставленный по китайской «Книге перемен», пантомима с элементами цирка должен разбудить фантазию и у зрителей, и у молодых актеров из регионов. Для них тут устроили серию мастер-классов.

Евгений Миронов, актер, член оргкомитета фестиваля «Территория»: «Я себя тоже ощущаю тем же студентом из Ярославской, Саратовской, Нижегородской области. С открытым ртом приду, буду смотреть».

На «Территории» обещают представить и российские достижения —дописанный современными композиторами «Реквием» Моцарта, две авангардные оперы (в одной будут петь, сидя в бутафорском вертолете, в другой актерам и зрителям предстоит вместе бродить по подвалам винзавода). Хотели еще сделать спектакль с танцующей Чулпан Хаматовой, но не успели. Покажут только репетицию. 

Чулпан Хаматова, актриса, член оргкомитета фестиваля «Территория»: «Танцевать не буду. Я этим летом получила травму, потом заново училась ходить, месяц не вставала вообще».

Конечно, пока все это — опыты. И массовой публике они, может, и малоинтересные. Но устроители «Территории» хитро улыбаются и говорят, что главное — заразить новым самих театралов. Которых не зря называют властителями дум.

4 Октября 2008

Источник:

НТВ («Сегодня»)