En

Тепло культуре на «Винзаводе»

На фестивале «Территория» показывают спектакли о китайской «Книге перемен» и европейском «Войцеке»

Евгений Миронов, пронзительно свистнув, закричал: «Эй, ребята, ну давайте уже начнем! Чулпан, Кирилл, идите сюда, давайте расскажем о программе».

Так началась третья международная школа-фестиваль «Территория», ставшая самым ярким авангардным событием театрального мира в России. 

Программа десяти дней перенасыщена эксклюзивом, звездами и мировыми премьерами. Она оправдывает название фестиваля, подразумевая территорию личной свободы режиссеров, актеров и композиторов, на которой создается нечто новое и глазу со слухом непривычное.

Сошлись Восток и Запад

Все оригинальные идеи рождаются спонтанно и часто — на пустом месте, что называется, из воздуха. Так и «Территория» появилась из театрального вакуума, оторванности российской современной культуры от всего мира и оторванности московской культуры от провинциальной. Организаторы решили соединить эти три составляющие. 

Несмотря на немалое число театральных фестивалей, только «Территория» позиционируется как школа-лаборатория, выполняющая важную функцию: движение вперед. Он помогает осознать, на каком из отрезков пути мы находимся. Так, в этот раз в Москве Восток познается Западом, и наоборот. Несколько авангардных спектаклей дает, наверное, самый талантливый хореограф двух последних десятилетий — Жозеф Надж. Он привез постановку «Антракт», в которой с элементами цирка, пантомимы, инсталляции ассоциативно трактует древнюю китайскую «Книгу перемен». А южнокорейская лаборатория движения «Садари», работающая в направлении physical theatre, поставила классическую европейскую пьесу «Войцек». Под аккорды Астора Пьяццолы танцовщики сыграют трагедию человеческой несвободы.

Между этими двумя извечными полюсами в программе интернациональные мастер-классы: английский, болгарский, индийский, японский и, конечно, российский. Работать со студентами будут лауреат премии за режиссуру последнего ММКФ Явор Гырдев, молодой, но уже известный японский хореограф Дзе Канамори, Алла Демидова даст первый в нашей стране открытый урок.

«Москве плевать на искусство»

Режиссер Кирилл Серебрянников совместно с дирижером Теодором Курентзисом представляют сразу две мировые премьеры: кантату «Богини из машины» и оперу «Станция». 10 и 11 октября в центре современного искусства «Винзавод» Серебрянников обещает разрушить привычные условия существования зрителя. Музыканты с актерами будут ходить по винному хранилищу, а вслед за артистами и зрители. Серебрянников о музыкальном перформансе рассказал не без явного удовольствия, даже восторженно, чем и заинтриговал:

 — Эти работы — ренессанс в музыке. Я потрясен, первый раз в жизни вижу такое. Там даже партитуры нет, композиторы пишут на ходу, частями. Музыка, которая, по идее, должна остаться в веках, рождается при тебе. Я специально поехал в Новосибирск, где репетировали музыканты.

И тут же Кирилл огорчился за столицу: «В организации фестиваля нам помогает правительство России, но не город. Москве плевать на искусство. А вот я был в Перми, где открылся центр современного искусства прекрасной выставкой „Русское бедное“. Мы были потрясены: что может сделать современное искусство, если город принимает искусство. И в Перми людям не все равно, мы разговаривали с губернатором Пермской области, так он за искусство. Он за социальную функцию современного театра. А Москва пресыщена, ей ничего не надо. Нас поддерживают только бизнесмены и администрация президента, но не город. Ему все равно: есть фестиваль, или его нет. И в следующем году мы, наверное, будем делать „Территорию“ там. А Москва будет ездить за настоящим искусством в Пермь, если ей захочется».

Поиск новых форм

Почему-то мы привыкли высокомерно восхищаться русским театром, по привычке думая, что лучше быть не может. Но стоячая вода загнивает. Искусство надо развивать, расконсервировать, сравнить с работами коллег из других стран. Еще в «Чайке» Треплев заявлял: «Нужны новые формы». С тех пор ищут. Пример этому — совместная работа «Территории» и театра Наций «Бедная Лиза». Героиня не только рвет цветы и, как написал какой-то школьник, «кормит ими свою мать», но и танцует. Спектакль, к сожалению, не готов к премьере. Чулпан Хаматова, которая и играет Лизу, летом этого года получила серьезную травму спины и практически заново училась ходить. Ей физически не хватило времени восстановиться. «На „Территории“ покажут открытую репетицию, и студенты посмотрят, как известные артисты в муках что-то попытаются придумать», — с долей сожаления о несостоявшейся премьере говорит Хаматова.

На фестиваль со всей России прибыли 137 студентов театральных училищ с одинаково большой жадностью к искусству. Организаторы лично отсматривали заявки, решая: кому из молодежи побывать на «Территории» полезнее. Театральный критик Роман Должанский объясняет такой шаг просто: «До этого два года подряд студенты на фестиваль приезжали целыми курсами, и получался пионерский лагерь какой-то. Но правда жизни в естественном отборе: не все становятся актерами, не всем это интересно. Поэтому мы и решили отбирать сами».

Поколение дворников

Торжественное открытие «Территории» происходило на заводе «Арма», рядом с Курским вокзалом. И если бы спешащие по делам люди увидели, что происходит за забором, то в лучшем случае удивились. А то и кинулись звонить врачам. Под мигание оранжевых ламп двери выставочного зала приоткрылись, и на огороженную сетчатым забором территорию стали выходить дворники с метлами в ярко-желтых костюмах. Под странную музыку, больше напоминающую сирену, санитары города стали со скрежетом мести асфальт. Очищая от рамок, штампов, привычных ходов и образов.

Со сцены пела группа Aquaaerobika, напоминающая своими резиновыми костюмами кислотной раскраски японское аниме.

 — Сегодня отдыхаем, завтра работаем! — восклицал Евгений Миронов перед выступлением одних из лучших виджеев мира Addictive TV. Последние показали аудиовизуальное шоу, специально приготовленное для «Территории».

7 Октября 2008

Источник:

Московский Корреспондент