En

Территория авангарда

Самый новаторский театральный фестиваль «Территория» проводится в Москве уже в третий раз. В программе — сливки мирового сценического авангарда.

Программа фестиваля, как и прежде, делится на две части — «Искусство сейчас» и «Искусство завтра». В первой — необычные премьеры, сделанные на стыке всех жанров: оперы, драмы, перформанса. Во второй — серия мастер-классов, поучаствовать в которых смогут 200 студентов, отобранных из российских театральных школ. Корреспонденту «ВД» удалось побеседовать с одним из организаторов фестиваля, режиссером Кириллом Серебренниковым, мечтающем о том дне, когда российский театр станет столь же актуальным, как европейский. 

Что готовит «Территория» на этот раз?

В этом году нам, то есть оргкомитету (в его состав помимо Серебренникова входят Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Теодор Курентзис и др. — «ВД») стало полегче: уже не надо объяснять, что это за фестиваль. В первые годы мы сами искали студентов, желающих поучиться на наших мастер-классах, они приезжали, а потом их педагоги возмущались: «Вы развращаете детей!» А мы-то показывали им хедлайнеров европейского театра! Но в этом году ситуация изменилась — приезжают только те, кому действительно интересно современное искусство. Причем желающих так много, что приходится устраивать кастинг. Фестиваль откроется новым спектаклем Жозефа Наджа «Антракт», потом — корейский хореографический «Войцек». Заметьте: европеец Надж сделал спектакль по китайской «Книге перемен», а корейцы — по классической европейской драме. Дальше — сплошь премьеры, в которых «Территория» выступает продюсером или сопродюсером. Дмитрий Крымов покажет свой «Opus № 7 в двух частях», Алла Сигалова, Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев делают спектакль по «Бедной Лизе» Карамзина на музыку Леонида Десятникова. Андреас Мустукис и Алексей Сюмак написали оперы, которые будут играться на «Винзаводе».

Я знаю, что «Богинь из машины» Мустукиса и «Станцию» Сюмака ставите вы.

Это потрясающие композиторы! Их произведения будут исполняться в подвале «Винзавода», причем зрители должны будут перемещаться. Словом, это будет такой спектакль-путешествие, даже мне самому пока непривычный┘ Кроме того, приезжает лондонская группа Addictive TV, которая покажет свой перформанс на открытии. Два дня мы проводим на «FАБRИКЕ» — хотим посмотреть, как современное искусство осваивает непривычные пространства. Там покажет свой новый перформанс Liquid Theatre, выступит «ЦЕХ», Анатолий Осмоловский прочтет актерам лекцию «Чем перформанс отличается от театрального текста». Ну, и не забывайте про мастер-классы: английский, индийский, японский, болгарский. Отдельно хочу выделить мастер-класс Аллы Демидовой и Жозефа Наджа.

Вы часто сетуете нежелание нашего театра быть актуальным, касаться проблем общества. Минувшим летом вы набрали курс студентов в Школе-студии МХАТ. Куда они пойдут, если в театре все так плохо?

Вот пускай молодые и злые устраивают в театре революцию: ниспровергают авторитеты, делают что-то неприятное, резкое. Главное — другое, чем прежде! Может, это вообще не будет похоже на театр — возникнет новый вид искусства. Я ведь специально набирал людей с мозгами, отличными от обычных абитуриентов. 20 артистов, 5 режиссеров, все из разных городов. Табаков посмотрел и говорит:"Кирилл, а как этот курс сыграет «Без вины виноватые» (это традиционный подход — на курсе должна расходиться пьеса Островского — «ВД»)? Я говорю: «Олег Палыч, а зачем им ее ставить?! Скажу вам крамольную вещь: я могу простить моим студентам незнание пьес Чехова и Островского — при современных технологиях они могут прочесть их в любое время. Но незнания современного искусства и современной жизни я им не прощу!»

Вы преподаете студентам, готовите фестиваль «Территория», одновременно репетируете в МХТ «Трехгрошевую оперу», для которой сами придумываете все костюмы. Охота вам возиться?!

Режиссер и художник — профессии смежные. И вообще, костюм — важнейший элемент спектакля. Вот я недавно был в Японии, так там в Киото есть Институт костюма — уникальная коллекция японского и европейского костюма XVI-XX веков. У нас же в России — только разрозненные музейные экспонаты. Дарю идею — может кто-то создаст наконец российский институт костюма?! Также я давно одержим идеей создать музей СССР. Может выйти суперпроект — и коммерческий, и художественный! СССР ведь давно нет, это Атлантида, которая постепенно уходит на дно — материальных подтверждений ее существования скоро не останется┘

По большому счету, наш театр — одна из частей этой Атлантиды. Многие идут в него именно за этим — ностальгировать о прошлом.

Звучит ужасно! Но, наверное, театр не может избежать этой участи. В конце концов, и Шекспир рассказывал истории из прошлых времен. Другое дело, что они всегда проецировались на современную зрительскую ситуацию. Цель «Территории» — как раз в том, чтобы доказать: театр живет не только в прошлом, но и в настоящем.

24 Сентября 2008

Источник:

Ваш досуг