En

Укуси меня за голову

Год назад на первой «Территории» Теодор Курентзис представил программу “Lacrimosa”. Она была великолепна, но за три часа значительную часть публики утомила. Поэтому днем позже мало кто пришел на мастер-класс Курентзиса, любопытный сам по себе и добавивший многое к прозвучавшему накануне. В программе «Территории» этого года у Курентзиса не один, а целых три концерта.

Слушатели валят на них валом, вновь оставляя мастер-класс лишь специалистам, хотя именно в его рамках можно было услышать — и совершенно бесплатно — самый что ни на есть эксклюзив. 

«А укуси меня за голову, // А укуси меня за грудь! // Пред тобой стою голая, // Так укуси за что-нибудь!» Когда слышишь подобное, сразу вспоминается классическое четверостишие Олега Григорьева: «Девочка красивая // В кустах лежит нагой. // Другой бы изнасиловал, // А я лишь пнул ногой», — если только не знать контекста. Процитированные строки звучат в вокальном цикле Дьердя Куртага «Послания покойной Р. В. Трусовой», которым завершился нынешний мастер-класс Курентзиса. Дирижировать Куртагом Теодор Курентзис поручил своему молодому коллеге Андрею Данилову, хотя в подготовке исполнения принимал активное участие. Почерк Курентзиса просматривается и в выборе сочинения, и в подборе музыкантов — камерный оркестр “Musica Aeterna Ensemble”, а также несколько приглашенных солистов и феноменальная певица Наталья Загоринская.

Можно лишь пожалеть о том, что «Послания» были спеты при неполном зале «Манеж» Школы драматического искусства, поскольку московское исполнение цикла — событие первостепенного значения независимо от количества слушателей. Во-первых, Куртаг — крупнейший европейский композитор второй половины ХХ столетия, чьи сочинения в России практически не звучат. Во-вторых, «Послания» созданы на стихи русской поэтессы Риммы Далош, и это лишь один из многих случаев обращения Куртага к нашей поэзии: он пишет также на слова Лермонтова, Хармса, Галича, поэтов Серебряного века, что далеко не типично для композитора, в чьей стране русский язык по ряду причин не пользовался особой популярностью. В-третьих, музыкальные достоинства «Посланий» таковы, что цикл можно смело поставить в один ряд с такими шедеврами ХХ века, как «Лунный Пьеро» Шенберга, «Молоток без мастера» Булеза и «Солнце инков» Денисова. До сих пор это сочинение было сыграно в российской столице лишь раз — зарубежными музыкантами во время полузакрытого концерта, так что состоявшееся исполнение можно почти без оговорок назвать московской премьерой.

Римма Далош, чьи стихи легли в основу цикла «Послания покойной Р. В. Трусовой», уехала в Венгрию в 1970 году: с мужем, венгром-диссидентом, она познакомилась во время обучения в Московском университете. Цикл Куртага, появившийся в 1981 году, вызвал огромный интерес к личности поэтессы, которая не предназначала свои стихи для печати. Позже стало известно, что персонаж «Р. В. Трусова», который считали вымышленным, — не что иное, как второе «я» Риммы Далош. Таким образом поэтесса дистанцировалась от своей прошлой жизни в Советском Союзе. Цикл Куртага на стихи Далош рисует портрет одинокой, покинутой женщины: «За все, что мы сделали с тобой когда-то, расплачиваюсь я».

Куртаг использует весьма необычный ансамбль, где помимо духовых и струнных звучат фортепиано, арфа, челеста, ударные, мандолина и даже цимбалы — на них виртуозно сыграл Андрей Дойников. Особо следует отметить работу Натальи Загоринской, солистки театра «Геликон-опера»: Куртаг считает ее лучшей исполнительницей своих вокальных сочинений и в настоящее время пишет новый цикл специально для нее.

12 Октября 2007

Источник:

Газета.ру (Gzt.Ru)