En

В Большом театре исполнят Владимира Сорокина

Как стало известно Ъ, 25 мая Большой театр заключил официальный контракт с композитором Леонидом Десятниковым и писателем Владимиром Сорокиным на сочинение современной оперы. Комментирует ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ. 

Исполнительный продюсер проекта — генеральный директор «Золотой маски» Эдуард Бояков, чьим первым опытом музыкального продюсирования была коллективная современная опера Мариинского театра «Царь Демьян». Теперь современную оперу хочет поставить и Большой театр.

Разговоры о современной опере шли давно. Одним из возможных вариантов в Большом, по слухам, рассматривали оперу москвича Владимира Тарнопольского «Когда время выходит из берегов», написанную в 1999 году по заказу Мюнхенской оперной биеннале. Но это было не так интересно, поскольку она уже была поставлена в Мюнхене и шла в течение года. Большой театр предпочел работу, первенство в которой никем не может быть поставлено под сомнение. 

В качестве авторов выбраны культовый писатель Владимир Сорокин и культовый композитор Леонид Десятников. Для писателя Сорокина это дебют в роли либреттиста, для композитора Десятникова — дебют в оперном жанре. Неофитский перфекционизм обоих в данном случае может сослужить добрую службу пошатнувшейся репутации современной авторской оперы made in Russia. Впрочем, писатель Сорокин новичок в опере, но не в драматургии — достаточно вспомнить его пьесы «Месяц в Дахау», «Достоевский-trip». Или сценарии фильмов «Москва» и «Копейка». Кстати, над фильмом Александра Зельдовича «Москва» он работал вместе с автором музыки Леонидом Десятниковым. А сам Десятников полтора года назад делал реконструкцию оперы Астора Пиаццоллы «Мария де Буэнос-Айрес», которая через две недели будет представлена в проекте Гидона Кремера на Рижском оперном фестивале.

Сюжет оперы в общих чертах готов. Главные герои — пять композиторов-клонов, чьи имена по понятным причинам пока засекречены, но количество их, безусловно, вызывает прямую ассоциацию с Могучей кучкой, на Западе, как известно, именуемой «пятеркой». Срок работ — год.

В серьезности проекта его участники не сомневаются. Владимир Сорокин, например, ради этого отказался от предполагавшегося сотрудничества с кинорежиссером Александром Зельдовичем на драматической сцене. А Леонид Десятников уже предупредил коллег-экспертов питерского Института Pro Arte о том, что работа для Большого потребует всего его времени в течение ближайшего года.

Большой театр пока хранит подробности в секрете, но ясно, что о проекте будет сообщено на одной из ближайших пресс-конференций. С помощью нового опуса театр намерен внедриться в тот актуальный театральный процесс, в который давно вовлечены все мировые сцены подобного ранга.

Владимир Сорокин, писатель: очень хочется сделать новую русскую оперу

 — В общем, я как бы лишаюсь невинности и переживаю букет сопутствующих чувств. Это, с одной стороны, очень приятно. С другой — тревожно и чем-то болезненно. Но у меня было большое желание давно уже сделать что-то вместе с Леонидом Десятниковым, а та идея, которая появилась с клонированными композиторами, мне кажется, просто так же близка Десятникову, как и мне. Потому что мы оба любим играть с чужими стилями. Я бы хотел, чтобы у нас получился чистый продукт. Мне как раз в любом новом начинании важно, чтобы оно было с белого листа. Это — во многом окрытие для меня жанра либретто, хотя я всегда любил оперы и не могу сказать, что плохо знаком с ними, так же, как и с кино. Очень хочется сделать новую русскую оперу в лучшем смысле этого слова. И, конечно, очень важно, что это будет в Большом. Я бы хотел, чтобы наша опера оказалась понятна и близка современникам. То есть чтобы в ней было больше сегодняшнего воздуха и меньше нафталина.

Эдуард Бояков, исполнительный продюсер проекта: Большой — не противник актуального театрального процесса

 — Мне кажется, этот проект уже обречен на то, чтобы стать историческим. Достаточно вспомнить, какая из современных опер была последней на сцене Большого театра — кажется, «Мертвые души» Родиона Щедрина? И достаточно понять, как давно это было. В новой России современные авторские оперы еще не ставились. Они ставились только в СССР. Но мне кажется, мало отметить лишь историчность и даже сенсационность нынешнего факта. Ведь Десятников и Сорокин — а это, совершенно очевидно, знаковые фигуры, в своем роде живые классики, причем художественно столь же состоятельные, сколь и острые,- сегодня приходят в Большой театр в качестве оперных авторов. Это указывает на верно выбранный театром вектор деятельности. Скрестить имперско-представительские функции Большого театра с творческими, доказав, что официальная сцена не противник, а, наоборот, реальный участник актуального театрального процесса.

28 Мая 2002

Источник:

Коммерсант