En

В кассу!

У НАС ДАВНО ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ ТЕАТральные зрелища на те, что сделаны для публики (попроще и посмешнее), и те, что адресованы немногим критикам и избранным интеллектуалам. Первые смешат народ, собирают полные залы и делают кассу, вторые ездят на фестивали, получают премии, сборами не интересуются и двигают вперед многострадальное искусство театра. Меж тем понятно, что и смешить людей, и заставлять их размышлять над судьбами мира надо уметь. Именно эта простейшая мысль и осеняет тебя в переполненном, умирающем от смеха зале Театра им. Пушкина, а вслед за ней приходит другая, гораздо менее очевидная. Вот как хотите, а хорошо поставить непритязательную комедию труднее, чем соорудить на сцене какой-нибудь новаторский и заумный изыск. Недаром все критики, «Одолжите тенора! » рецензирующие, дружно поминают мхатовский «N 13» Рэя Куни в качестве образца, а лет этому образцу сколько? То есть комедий навалом, а обрадоваться решительно нечему.

Для удачи на этом поприще самое главное — сохранить легкость. Не потеть, выжимая смех из сограждан (как это делают в наших антрепризах и аншлаговых представлениях), а отпустить себя на волю божественного промысла. Именно так, похоже, поступил вашингтонский юрист Кен Людвиг, решивший в один прекрасный день написать пьесу. Сел, отодвинув на время важные дела, и написал отличную комедию положений о том, как в 1934 году в отеле города Кливленда приключилась странная история. Знаменитый тенор Тито Мерелли (Александр Арсентьев) приехал в город, чтобы спеть партию Отелло, потом исчез и не вышел на сцену, и его заменил невзрачный молодой человек, ассистент директора местной оперы (бывший солист группы Smash Сергей Лазарев). Вокруг этой непритязательной завязки и вертится действие, уморительно смешное. Еще одно условие качественного результата — чувство меры. Им режиссер Евгений Писарев, как выяснилось, обладает сполна. Прелесть его спектакля в точном и тонком расчете, ничего лишнего постановщик себе не позволил, здесь даже реакция публики точно просчитана. Не говорю уж о том, как верно угадан исполнитель главной роли.

Сергей Лазарев, любимец юных девушек (на премьере они дружно сходили с ума от восторга), в этом театре несколько лет назад играл Ромео. Потом ушел на эстраду, группа Smash стала невероятно популярной, потом распалась, и вот экс-солист снова вернулся на сцену. Про Лазарева-певца не скажу, не знаю, но актер он от Бога, и роль нелепого очкарика, попытавшегося изменить свою судьбу, пришлась ему в самый раз. Он играет ее с той заразительной легкостью, о которой как раз и можно сказать, что она — божественна (при желании можно вспомнить Андрея Миронова, и, поверьте, это воспоминание будет вполне к месту). Не подвели и партнеры — Александр Арсентьев, Андрей Соколов (Сондерс), Ирина Бякова (Джулия), Анна Бегунова (Мэгги) и все другие играют просто отменно.

А самый главный секрет успеха заключается в том, что подобная легкость с неба почти ни на кого не падает, ее можно добиться серьезным трудом, который многим теперь кажется чем-то совершенно необязательным. Оттого и радуешься «Тенору» так горячо и возбужденно

10 Октября 2005

Источник:

Итоги