En

Все о ее матери

Как бывает любопытно заглянуть в чужое окно и увидеть жизнь, которая за ним протекает, — под абажуром, за круглым столом. Даже если и без декораций — все равно интересно. Драматург Елена Исаева сама гостеприимно и мужественно сдвинула шторку на своем окне…

Премьера ее очередной пьесы «Про мою маму и про меня» прошла в Teaтpе.doc. Этот подвальчик в Трехпрудном переулке прославился постановкой резких социальных драм на документальной основе, не предназначенных для юных и впечатлительных зрителей. В этом сезоне стереотип разбит а-ля тюзовским спектаклем Георга Жено “Norway.today” и совсем вдребезги — новой работой драматурга и поэта Елены Исаевой.

На сцене — стол и два стула. На них уютно расположились две актрисы — Елена Морозова и Диана Рахимова. Попивая чай и поедая конфеты, ни разу не поднявшись с места, они разыграют жизнь матери и дочери. И вы уйдете в полной уверенности, что видели и их дом, и диван, на котором лежала овдовевшая мать, и мальчика, которого безответно любила дочь, и многих-многих людей, которые участвовали в их жизни. Болтая о всякой всячине, они обмениваются остроумными репликами, в которых больше действия, нежели в некоторых спектаклях, полных режиссерских изысканий. 

Отношения матери и дочери — это и роман, и дружба, и крепкая семья. Мать поддерживает робкую девочку, мечтающую о славе, во всех ее начинаниях, а та совсем по-взрослому заботится о матери и даже пытается выдать ее замуж. Пьеса построена как ряд сочинений, которые филологически одаренная дочка пишет в литературном кружке. По мере усложнения их жанров перед нами разворачиваются все более серьезные истории, из борьбы «хорошего с лучшим» спектакль превращается в драму.

«Люди обедают, только обедают, а в это время складывается их счастье, и разбиваются их жизни», — размышлял Чехов. Почти буквальное воплощение его мысли можно увидеть в этом спектакле. За милой беседой и забавными воспоминаниями вырисовывается нелегкая жизнь матери, рано потерявшей мужа. Это она наполнила дом любовью и помогла дочери раскрыть дар, запрятанный в ней. В пьесе тепло, ею данное, возвращается к ней сторицей.

Как всегда, интересна работа загадочной Елены Морозовой. Вместо коронных роковых женщин (Марга из фильма Алексея Учителя «Дневник его жены», Марлен Дитрих из «Прощай, Марлен, здравствуй» Геннадия Шапошникова) — трогательная девочка Леночка, взрослеющая на наших глазах. Калейдоскоп прочих лиц: незадачливый мамин ухажер Игоряшка, ее подруги, ее коллеги из киноотдела при Министерстве речного флота. Актрисам так понравилась пьеса, что не захотелось впускать в это пространство режиссера. Получилось что-то камерное и очень интимное, неуловимым образом отвечающее всем театральным канонам.

Пьеса понравилась не только актрисам. За нее Елена Исаева получила первый приз новой драматургической премии «Действующие лица». Объявляя лауреата, член жюри Сергей Юрский сказал, что пока ее не прочел, полагал, что современные авторы утратили искусство создания ярких диалогов. Заинтересовался работой Елены Исаевой и журнал «Новый мир», как правило, равнодушный к драме. В недавнем номере опубликована ее документальная пьеса «Первый мужчина», вскрывающая страшные подробности обычного семейного бытия. 

«Про мою маму и про меня» — редкое на сегодня явление абсолютного позитива в театре, обладающее немалым терапевтическим эффектом. И если вы хотите сказать вашей маме или дочке что-то важное, но не знаете, как это сделать, сходите вдвоем на этот спектакль. Результат почти гарантирован.

25 Декабря 2003

Источник:

Вечерняя Москва