En

Жертвоприношение драматурга

"┘ Центр драматургии и режиссуры М. Рощина и А. Казанцева открылся спектаклем «Юдифь» в постановке Вадима Данцигера по пьесе Елены Исаевой. Что же заставляет сегодня ставить пьесу по такому экзотическому сюжету? Возможно, тоска по сильным, могучим характерам, ощущающим свой подлинный масштаб, свою ответственность перед Историей. То, чего так не хватает нам сегодня.
Пьеса Елены Исаевой, кстати, написанная в стихах, что тоже не совсем современно, удивляет необычным поворотом в трактовке известной ветхозаветной героини. Юдифь, которая в каноническом тексте ветхозаветной истории осуществляла жестокое бремя мести и хладнокровно отрубила начальнику вражеских иудеям ассирийцев Олоферну голову, в этой трагической истории проходит целую череду испытаний, главное из которых в том, что Юдифь любит своего врага — Олоферна.
Режиссёр трактует пьесу как историю двойного жертвоприношения. С одной стороны, высокая вера Юдифи в то, что она выбрана Богом для освобождения своего народа, и жертва, принесённая для этого, — любовь к вражескому военачальнику Олоферну. С другой — любовь Олоферна к Юдифи, лишённая всякой веры, но возвысившаяся до жертвы. И он с готовностью отдаёт свою голову в руки любимой женщины. Любовь открывает глаза Олоферну на то, что противиться Судьбе, которая настигла его в лице Юдифи, бесполезно. Вера Воронкова играет роль Юдифи напряжённо, трагично, принимая на себя всю тяжесть замысла этой драмы.
А замысел представляется как история о высокой вере. О том, что человек принадлежит не только самому себе, человек ещё принадлежит и вечности, величественной вертикали Бытия, перед которой он всегда абсолютно открыт.
Наверное, эти темы должны вернуться на подмостки нашей сцены и вновь стать современными для сегодняшних драматургов и режиссёров. Мы не можем жить только временными, обыденными темами и сюжетами, иначе наша общая жизнь так и не будет никогда вписана в великую книгу Бытия. 
17 Февраля 1999

Источник:

Литературная газета