En

«Живые лица» в «Космосе» — такого нет нигде…

«Газон? Какой: пластиковый или настоящий? — эмоционально выясняет у бубнящего телефона Марина Жабровец. — Мы и так для них унитазы ищем! Может, пожертвуют газоном?»

У профессора Тюменского института культуры сейчас горячие денёчки. Подготовка к XI Международному молодёжному театральному фестивалю «Живые лица», создателем и директором которого является Марина Владимировна, идёт полным ходом. Об этом наш разговор.

— Истёк срок подачи заявок на фестиваль. Сколько их поступило?

— В этот раз 67. Это довольно много. Мы отобрали всего 10 театров, поскольку у нас только три дня на фестиваль. Физически не успеем познакомиться с бОльшим количеством участников, ведь будут ещё и мастер-классы, и лаборатория, и офф-программа. Рабочий день фестиваля начинается в 11-00 и завершается за полночь.

— В этой десятке избранных есть старые друзья фестиваля?

— Да, театр танца «Окаём» из Екатеринбурга. Этот коллектив, которым руководит Александр Гурвич, приедет на «Живые лица» уже в третий раз. Привезёт очень смешной спектакль «Сахарная вата». Я впервые видела подобную постановку у театра современного танца. Обычно ставят драмы. А екатеринбуржцы сделали спектакль-стёб на тему нынешнего искусства. Его просто нельзя было не взять, настолько он остроумный. Приедет в гости и ещё один «старый» друг — театр современного танца Ольги Пона. Прославленный коллектив — 20 номинаций на «Золотую маску» и две выигранных премии. Ольгу Пона называют праматерью российского контемпорари — современного хореографического стиля. Я про неё раньше слышала как про живую легенду. В прошлом году осмелилась, разыскала её по телефону. Мы как-то сразу нашли общий язык. Ольга высоко оценила уровень и атмосферу нашего фестиваля. Её танцорам очень понравился молодёжный театральный центр «Космос». Они такого пространства для молодёжи нигде не видели. В этом году Пона решила привезти театр на «Живые лица» за свой счёт (в прошлый раз фестиваль оплачивал поездку). Они приедут как гости. И свой спектакль «Несинхронно» покажут вне конкурса. Он исповедальный, построен на вербатиме и танце. Им мы и откроем фестиваль. Сама Ольга будет членом жюри. Я как раз этого хотела!

— Марина Владимировна, каких открытий ждать тюменцам? На кого стоит обратить внимание?

— На всех! Мы отбираем лучших. Обязательно следует посмотреть моноспектакль «Идущая за предел». Материал для него по мотивам романа Достоевского «Идиот» написал московский автор Клим (Владимир Клименко). Поставил режиссёр Алексей Янковский. А играет в нём актриса из Финляндии Елена Спирина, у которой есть свой «Teatr ZA». Меня спектакль захватил! К слову, он завоевал множество наград на разных фестивалях. Приедет к нам польская актриса Марта Похребны из Зеленогурского центра культуры. Для неё мы должны приготовить четыре мешка земли, потому что играть спектакль «Сладкая» по повести Марии Матиос она будет, перебирая землю. Ещё один интересный проект — спектакль «Шпаликов» в постановке Рината Ташимова — привезут на фестиваль из екатеринбургского «Ельцин-центра», где есть театральная платформа «В Центре». Я о «Шпаликове» была наслышана. Многие авторитетные люди восторженно отзывались об этом спектакле. Любопытно будет посмотреть работу ребят из Уфы, которые именуют себя «The ТЕАТР». Это им нужны газон и унитазы для спектакля «Моя собака бросила пить в четверг». Его поставила режиссёр Алсу Самигуллина по роману Чарльза Буковски «Хлеб с ветчиной». Это страстная, эмоциональная, смелая и оригинальная постановка. Думаю, молодёжь она зацепит. Мы ещё не согласовали, какой спектакль привезёт учебный театр ГИТИСа. Но, думаю, скоро определимся.

— Вы же планировали какой-то ГИТИСовский десант?

— Верно, это наш с Григорием Заславским, ректором ГИТИСа, совместный проект. В Тюмень помимо актёров учебного театра приедут студенты театроведческого факультета. Мы под реализацию данной идеи получили финансовую поддержку депутата областной Думы Дмитрия Новицкого. Он, кстати, уже третий год подряд помогает нам. Студенты-театроведы будут смотреть всю конкурсную программу и писать отзывы, которые, надеюсь, появятся в соцсетях, в тюменской прессе и, конечно, в столичной. Я хочу, чтобы о нашем фестивале знали. Сегодня мало пишут о молодёжных театрах. В лучшем случае делают интервью. А хотелось бы почитать развёрнутые рецензии. И было бы замечательно, если бы театральные журналы рассказывали не только о великих и своих, но вообще о российских молодёжных театрах — хороших, интересных. Их ведь немало в России! Заславский, кстати, меня в этом вопросе поддерживает. И впервые при участии студентов ГИТИСа мы планируем организовать обсуждения спектаклей со зрителями, чтобы была обратная связь. По-моему, это важно.

— Какие тюменские коллективы на этот раз примут участие в конкурсе?

— Было много желающих. Однако пригласить всех мы не можем. На конкурс мы отобрали только учебный театр Тюменского института культуры. Курс Марины Галяветдиновой. Её студенты всегда работают на фестивале как волонтёры. Пришла пора показать их на сцене.

— С каждыми «Живыми лицами» тюменских театров в конкурсе всё меньше…

— У них есть возможность показываться зрителям в течение года. А вот театр из Уфы, учебный театр ГИТИСа, Когалымский театр «Мираж», театральную платформу «В Центре» тюменцы не видели. Они не знакомы с прекрасными актрисами из Польши и Финляндии. Значит, надо дать им такую возможность! Что касается наших молодых творцов, то им не на что обижаться. Четыре тюменских режиссёра примут участие в лаборатории, президентский грант на проведение которой выиграл соорганизатор фестиваля — театральная мастерская «Будильник». Тема лаборатории — «Театр в городе. Город в театре». Мы хотим показать, что в городской среде всегда найдётся место театру. Любое пространство может им стать. И в то же время театр способен отражать местную специфику.

— Как вы это решите?

— Во внетеатральном пространстве найдём четыре точки, связанные с историей Тюмени. Молодые режиссёры поставят 15-минутные эскизы. За основу они могут взять картины тюменских художников, произведения местных писателей, творчество тюменских музыкальных групп. Фестиваль предоставит свободу выбора. Эскиз на основе исторических документов? Пожалуйста! Всё что угодно! Режиссёры, кстати, уже отобраны. Мы увидим работы Юлии Вологжаниной, Кристины Демченко, Надежды Рыбиной и Тамары Мингазиевой. Состоится необычная театральная экскурсия на автобусе со специальным гидом. Участники фестиваля и жюри поедут к обозначенным точкам. Гид по пути будет рассказывать им о Тюмени, молодёжных театрах и эскизах, которые предстоит увидеть. Завершится экскурсия в современном микрорайоне в театральной мастерской «Будильник». Так что тюменских режиссёров мы не бросаем…

— Какими ещё мероприятиями наполнена фестивальная программа?

— Мы представим фильм Алексея Южакова, выпускника нашей кафедры в институте культуры. Он выиграл грант на съёмку ленты о тюменских режиссёрах. «Театр. Только по любви» называется его работа. Я видела отрывки из фильма. Он смонтирован как диспут профессиональных и любительских режиссёров. Очень интересно! Обязательно будет «Мозгобойня» — популярная интеллектуальная игра. Она напоминает брейн-ринг. Несколько команд борются за победу, отвечая на вопросы, связанные с музыкой, театром, историей, географией… Ну и, конечно, будут мастер-классы по актёрскому мастерству, режиссуре, сценической речи, хореографии. Надеюсь, состоится и мастер-класс по театральной критике.

— Уровень фестиваля из года в год растет. Возрастает к нему интерес молодёжных театров и экспертов…

— Да, возрастает, и заметно. В этом году председателем жюри станет Роман Должанский — гуру театрального мира, заместитель художественного руководителя «Театра Наций» и один из ведущих критиков страны. Он арт-директор фестивалей «Территория», «NET», «Вдохновение», несколько лет был председателем экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». И он едет к нам с большим удовольствием! Молодёжные театры рвутся к нам, чтобы услышать мнение авторитетных участников жюри, которые помогут в развитии, дадут полезные советы.

— В составе жюри всего четыре человека. Помимо Ольги Пона и Романа Должанского вы и Сергей Осинцев…

— Это стандартный состав: четыре человека и пять голосов…

— Как это?

— У председателя два голоса. В спорной ситуации, чтобы вынести вердикт, нужно нечётное количество голосов.

— «Эхо фестиваля» в Тобольске останется в программе?

— Конечно. Наш координатор Константин Ваганов выиграл под этот проект грант «СИБУРа». Поэтому в Тобольск нынче поедет больше театров, чем в прошлом году. Нас там очень тепло принимают. Желающих познакомиться с творчеством молодёжных театров много. Зал всегда полный. На мастер-классы приходят по 30-40 человек.

— Режиссёр Данил Чащин в этом году подготовил специальный приз для участников фестиваля. За что он будет присуждаться?

— Не знаю критерии Чащина, но доверяю ему. Может, он будет оценивать актёрское мастерство или режиссуру. Может, будет уделять внимание оригинальности, смелости, инновационности спектакля. Каким будет приз, Чащин не раскрывает. Думаю, что особенным…

— А приз зрительских симпатий? Его так и не учредили?

— Мы решили этот вопрос, когда размышляли, где взять деньги на Гран-при. Руководитель «Космоса» Ольга Петрушина предложила сделать спектакли платными. Я отказалась наотрез. Свободный вход на все мероприятия фестиваля — наше кредо. Мы ведь делаем «Живые лица» для молодёжи, у которой никогда нет лишних денег. Ольга меня поняла, и возникла другая идея: установить специальный бокс, куда после спектаклей зрители могли бы вложить пожертвования, кто сколько может. И плюс к этому опустить ещё и записку с названием театра, который больше всего понравился. Так мы сможем определить, какой спектакль пришёлся по душе нашей публике. А собранные таким образом средства направим на Гран-при и на приз зрительских симпатий.

— Финансовый вопрос — всегда головная боль для «Живых лиц»?

— Деньги с неба не падают. Мы выигрываем гранты, принимаем любую помощь. И не только сохраняем фестиваль на плаву, но и наполняем его интересной программой. К счастью, у нас есть «Космос» и областной департамент по общественным связям, коммуникациям и молодёжной политике, которые поддерживают фестиваль, понимают его нужность. Департамент, например, выделяет деньги на приезд коллективов, их питание, проживание. Это немалая часть расходов, между прочим. «Космос» бесплатно предоставляет нам свои помещения. И ведь все службы центра работают чуть ли не круглые сутки! Это огромная поддержка. Без неё фестивалю не выжить. Я очень благодарна коллективу «Космоса». Ребята нам во всём помогают, и при этом не вмешиваются в художественную политику фестиваля. «Космос» — это потрясающее объединение молодых людей! Я раньше завидовала Перми, где есть целые кварталы молодёжных театров. Думала, никогда в Тюмени такого не будет. А сейчас, смотрите, какая жизнь пошла! Такие грандиозные молодёжные проекты реализуются. И наши выпускники в этом играют не последнюю роль. Я очень радуюсь этому…

5 Сентября 2019

Источник:

Тюменские Известия