Москва. Голос художественного руководителя любимого народного артиста настойчиво убеждает зрителей выключить мобильные телефоны. Даже объясняет, почему: звонки мешают публике и актерам на сцене. Через некоторое время, пока зрители шумно обсуждают сказанное, голос опять убеждает: «Eсли кто не выключил выключите. Пожалуйста!» Все смеются. Спектакль начинается, как уже давно принято в Москве, с опозданием. Во время действия гарантированы
Равнодушие друг к другу, тотальное недоверие и отчужденность не приводит к образованию единого тела Зал- Сцена. Общее дыхание публики и спектакля, без которого Театр не жив, сегодня существует крайне редко. И то оно похоже скорее на дыхание
В конце ХХ века режиссер Джорджо Стрелер написал эссе по поводу «фагоцитоза» аплодисментов зрителей в том месте, где они нежелательны. Он размышлял про успех и неуспех. И нам сегодня трудно представить, что
Мы уже забыли времена, когда между умными людьми на сцене и умными людьми в зале возникало волшебное единство, ради которого можно было стоять в ночных очередях и подвергаться гонениям со стороны обоюдно ненавидимой власти. Мы уже этого не знаем. Мы не слышим манифесты реформаторов и декларации ниспровергателей. Мы мечтаем о сытости и полной потребительской корзине. Мы рады, что
Публикой заказывается тема (не надо о грустном и неприятном, лучше комедии и мелодрамы), продолжительность действия (чуткие к запросам публики руководители театров не допустят «негуманный» хронометраж спектакля), половой и социальный тип актеров (основной состав публики женщины среднего возраста, а из этого следует, что предпочтения будут отданы
Эта альтернатива творчески столь некондиционна и идеологически невнятна, что только подчеркивает «достижения»
Театр всегда ориентировался на публику и в этом его слабость и величие. Его узость и жизнеспособность. Другое дело, что в театральной истории ХХ века, написанной в основном великими режиссерами, можно встретить случаи бунта против диктатуры священного чудовища публики. Эти попытки вырваться за рамки заказа связаны с иным пониманием роли Театра как места силы, а не только места увеселения. Сервильный театр навсегда теряет право говорить серьезные и горькие вещи. Где сегодня пляшут канкан там завтра не услышат проповеди.
В государственных учреждениях в советское время к праздникам выдавали полиэтиленовый пакет с банкой консервов, бутылкой водки и плиткой шоколада. Это называлось «заказ». Среднестатистическое счастье среднестатистического потребителя. Театр, предлагающий только набор ожидаемого, удобного и легко перевариваемого, тоже заказ. Кстати, у слова «заказать» в современном жаргоне есть еще одно значение. «Заказать» означает «убить».